Глава горнодобывающей компании Нуссир предупреждает: я потребую миллион в качестве компенсации от протестующих.

Вот уже в течение 3-х месяцев, практически каждый день, протестующие против горной добычи компании Nussir тормозят начало работ на медном руднике на берегу уникального Реппар-фьорда, что дорого обходится компании. До сих пор компания покрывала потери за счет собственных средств, но теперь она может потребовать заплатить и самим демонстрантам. «В какой-то момент мы должны положить этому конец и объяснить, что мы не готовы и дальше оплачивать эти затраты», - говорит глава Nussir Ойстейн Рушфельдт.

С 21 июля работники Nussir трижды пытались провести наземные исследования на мысе Маркопнесет в Реппар-фьорде. Каждый раз их останавливали протестующие. По словам Рушфельдта, протесты обошлись компании в «миллион крон», теперь его терпение на исходе: «Вот уже несколько недель мы предоставляем полное пространство протестующим, как физически на Маркопнесете, так и в СМИ, этого должно было бы быть более чем достаточно. Но теперь пространство слишком растянулось».

Пока Nussir не заявлял об активистах в полицию и не просил их вывести с мест добычи. Прежде, чем компания направит счет демонстрантам, Рушфельдт хочет проинформировать их о примерной сумме, поэтому он пригласил их к совместному диалогу в присутствии полиции. После этого он даст им несколько дней, чтобы обдумать свои действия. «Мы не хотим, чтобы молодые люди со средним достатком заполучили крупные счета по сто тысяч крон на человека», - заявил Рушфельдт. Лидер эко-организации «Природа и молодежь» Тереза Хугстмир Вуа, принимающая участие в лагере протеста в Реппар-фьорде, заявила, что протестующие осознают риск, на который идут: «Мы хорошо понимаем, что делаем, но мы хотим диалога, слышать другую сторону, их видение ситуации. Это наш последний шанс убедить Рушфельдта в том, насколько сильны наши убеждения и что мы думаем о его действиях». Она также добавляет, что они не были готовы платить огромные суммы, поскольку считали, что Рушфельдт относится к ним положительно: «Он неоднократно говорил, насколько ценит участие молодежи, как важно, чтобы мы выражали свое мнение, и что мы делаем проект лучше, добиваясь лучшего экологического профиля».

«У протестующих недавно появился самый железобетонный аргумент в борьбе с рудником, который сбрасывает токсичные отходы во фьорды – это Грета Тунберг. – Отмечает эксперт, руководитель Центра экологического мониторинга Баренцева региона «ПОМОР» Тимофей Суровцев. – Она встала на защиту экологов-активистов и обвинила Норвегию в двуличности – ведь декларации правительства этой страны о приверженности «зеленому сдвигу» и охране окружающей среды абсолютно расходятся с действиями, которые направлены на полную поддержку вредных для экологии Баренцева региона производств. Надеюсь, что Грета Тунберг, помимо яркой и дерзкой риторики, сможет оказать реальную помощь протестующим и выделить им из своих заоблачных гонораров этот пресловутый миллион норвежских крон».

По словам юриста и советника Норвежского института прав человека Андерса Бродерстада, трудно сказать, придется ли акционерам выплатить компенсацию Nussir, потому что право на демонстрации является частью свободы слова. Которая в Норвегии, в свою очередь, не абсолютна и может быть сильно ограничена.

МИЛЛИОН НОРВЕЖСКИХ КРОН ЗА ПРОТЕСТ