Не обладая ни необходимыми технологиями, ни опытом предотвращения технологических катастроф, власти Норвегии самонадеянно пытаются ликвидировать потенциальную экологическую угрозу и строят для затонувшей во времена 2-й мировой подлодки ненадежный саркофаг. В случае неудачи этого рискованного проекта тысячи тонн ртути могут попасть в Северное и Баренцево моря и погубить всю экосистему ключевого для Арктики региона.

Удивительно, но Норвегия - которая наряду с такими странами-изгоями, как Филиппины, продолжает сбрасывать отходы горнорудного производства в свои фьорды, а также потакает разведению токсичного лосося и даже разрешает аква-фермерам отстреливать бакланов, - считается едва ли не самой экологичной страной мира.

При этом прикормленные норвежским королевством “независимые" природоохранные организации продолжают размахивать экологической дубиной, все чаще обрушивая ее на Россию. Такие очевидные двойные стандарты ставят саму Норвегию в ряд стран-изгоев, ведь ее власти на словах провозглашают высокие экологические принципы, а на деле безжалостно и цинично их попирают.

Независимые норвежские экологи бьют тревогу и призывают на помощь Россию.

Угрозу экологии Баренцева региона представляет опасный груз потопленной в годы 2-й мировой войны нацистской  подлодки U-864 - тонны ртути и оксида урана, которые в случае ее разрушения могут смертельно отравить Северное и Баренцево моря. Тем временем Норвегия намерена предпринять радикальные шаги, грозящие экологическим коллапсом для всего Баренева региона: у королевства просто нет необходимых технологий и опыта в решении таких сложных технологических задач, которые есть у России, пишет в своем обращении к коллегам и властям РФ глава  норвежской природоохранной организации  «Зеленые воины» Курт Оддекалв.

Немецкая подводная лодка U-864 была потоплена вблизи Бергена в 1945 году. После того, как ее корпус был обнаружен в 2003 году, было принято решение о ее поднятии и захоронении, однако тогда еще никто не знал  об опасной «начинке», находящеся на борту субмарины. «Информация о 65-тоннах металлической ртути в почти что 2 тысячах стальных бутылках была найдена в британских архивах,  рассекреченных лишь 6 лет назад – отмечает руководитель Центра экологического консалтинга и мониторинга «ПОМОР» Тимофей Суровцев. – Есть также данные о том, что вместе с ртутью на  борту потопленной подлодки находятся еще и 2 тонны оксида урана. Сегодня лодка находится на глубине 150 метров, в западной Норвегии, недалеко от острова Федье, в самой середине Северного моря» – отмечает эксперт.

Правительство Норвегии приняло решение захоронить подлодку на месте гибели, накрыв ее своеобразным саркофагом  из слоя песка и камней. Однако эксперты не без оснований считают, что это — худшее решение. В этом абсолютно уверена норвежская экологическая организация «Зеленые воины», которая справедливо сомневается в эффективности и безопасности такого исхода. «Покрытие из песка и камня не исключает утечку в долгосрочной перспективе. Норвегия просто не обладает опытом обращения с выбросами ртути, которая образует хлорид ртути в контакте с морской водой. Когда ртуть вступает в контакт с углеродом и другими органическими веществами, образуется метилртуть, которая является очень опасным нейротоксином» – предупреждает местные власти руководитель «зеленых» Курт Оддекалв, который более 30 лет занимается различными проблемами загрязнения. Эксперт утверждает, что метилртуть переходит заражает морские организмы, накапливается в рыбьем жире и, наконец, попадает в морепродукты, которые мы едим. Наибольшая концентрация этого нейротоксина достигается в организме человека. Яд проникает в центральную нервную систему и может вызвать серьезное повреждение мозга и почечную недостаточность. «Мы не хотим новых пандемий Минамата», — говорит Курт Оддекалв, ссылаясь на сильное загрязнение ртутью, длившееся десятилетиями в заливе Минамата в Японии. Тогда более 3000 человек поcтрадали после употребления в пищу рыбы, полной метилртути. Подводная лодка U864 является крупнейшим в мире отдельным источником загрязнения ртути в море по состоянию на сегодня. Эксперты Союза зеленых Норвегии требуют, чтобы норвежские власти отменили решение о захоронении и выступают за поднятие судна и находящейся на нем ртути, а также за очищение морского дна от ртути там, где разбросаны обломки лодки.

«Мы надеемся, что Россия поможет нам сосредоточиться на решении проблемы загрязнения в Норвегии, так же как Норвегия помогла России очистить загрязненные порты на Кольском полуострове в 1990-х годах. – Говорит Курт Оддекалв. - Норвежским властям в лице премьер-министра Эрне Сульберг необходимо объяснить, что это – не только личное дело королевства. Международное сообщество очень обеспокоено наличием такого крупного источника загрязнения и не уверено в эффективности и безопасности процедур, которые местные власти планируют принять для его локализации. Мы не знаем точного количества оксида урана, который может оказаться в cудне – а это может быть более 2 тонн. Мы знаем, что подводная лодка U234, отправившись в Японию чтобы заменить U-864 после eе торпедирования, содержала 560 кг оксида урана. Подводную лодку задержали американцы, а оксид урана был позже обогащен и использовался в качестве материала для ядерных бомбах, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. Сегодня существует реальная опасность распространения метилртути во всем Северном море, при этом мы очень критично относимся к идее захоронения подлодки под песком и камнем - эрозия и морские животные будут распространять метилртуть, а потенциальные землетрясения смогут разрушить покровный слой и распространить яд. Подводная лодка имеет также несколько тонн тротила в грузе, который может взорваться при обрушении обломков под несколькими тоннами песка и камня. Взрыв приведет к тому, что ртуть и оксид урана испаряются на поверхность и быстро распространяются в близлежащие районы. Этот худший сценарий сразу же сделает необитаемым остров Федье, а через пару недель ртуть попадет в Россию. Мы не хотим, чтобы Норвегия своими необдуманными действиями спровоцировала острое загрязнение, которое останется в морской среде на тысячи лет. Поэтому мы просим, чтобы российские власти связались с правительством Норвегии, с премьер-министром Эрной Сульберг, и попросили Норвегию прекратить строительство над подлодкой ненадежного саркофага и совместными усилиями подняли остатки ртути». — Призывает Курт Оддекалв.